Ребенок меланхолик – особенности развития и воспитания

Меланхолик – тонкая натура

Человек рождается с определенным темпераментом, и переделать его невозможно. При воспитании родители должны учитывать особенности своего ребёнка, чтобы ему было легче адаптироваться в этом мире. Меняться малыш не будет – он родился таким, какой он есть. Взрослым следует скорректировать воспитание так, чтобы личность сформировалась наиболее гармонично.

Особенности ребёнка-меланхолика

Как выглядит ребёнок-меланхолик? Он ранимый, чувствительный и нерешительный, переживает по любому поводу. У данного типа темперамента слабая нервно-психологическая организация, а значит, главный девиз в его воспитании – не навредить.

Меланхолики – мягкие послушные дети, они настолько нерешительны и неинициативны, что им сложно заводить новые знакомства, зато если они с кем-то подружатся, то будут отличными друзьями. Учителя в школе их называют рассеянными и невнимательными – меланхолики не могут сосредоточиться на учебном процессе, быстро устают и теряют интерес.

Меланхолики уже в детстве обладают высоким уровнем эмпатии. Новая обстановка – катастрофа для их нервной системы, потому как они чрезмерно тонко чувствуют окружающих, умеют сопереживать близким и прекрасно умеют слушать. Меланхолик часто находится в расстроенных чувствах, настроиться на оптимистический лад малышу мешает обидчивость, задумчивость и даже злопамятность.

В чем трудности воспитания меланхолика?

У родителей часто возникает вопрос, как воспитывать ребёнка-меланхолика. При воспитании такого малыша у родителей могут возникнуть определенные трудности. Из-за медленно протекающих психических процессов детям сложно даются знания, возникают проблемы с учёбой. Им трудно наладить отношения со сверстниками. Даже с собственными родителями ребёнок не спешит делиться тайными мыслями.

В связи с замкнутостью характера психологи рекомендуют ограничить ребёнка в посещении детского сада. Если малыш панически боится чужого коллектива, лучше не травмировать психику.

Впечатлительность меланхоликов мешает им даже спокойно заснуть, а их утро начинается с капризов.

Как известно, детей обязательно надо воспитывать с любовью. Особенно это относится к меланхоликам. Малыш-эмпат, тонко чувствующий отношение к себе, будет гармонично развиваться, если родители будут как можно чаще одобрять его. Обязательно необходим тактильный контакт и доверительные беседы.

Психологи рекомендуют не нагружать ребёнка большим количеством развивающих кружков, не приглашать в дом шумные компании. Желательно, чтобы члены семьи не разговаривали на повышенных тонах. Организуйте для меланхолика «зону безопасности»: малыш должен чувствовать, что его любят и оберегают.

Помогите развить ребёнку таланты, хвалите даже за маленькие успехи, организуйте комфортную атмосферу для нежной психики, и тогда ребёнок сможет найти свое место в жизни.

Советы по воспитанию

Воспитание ребёнка-меланхолика – важный процесс, требующий внимания и терпения. Поэтому маме с папой пригодятся несколько советов.

  1. Всегда помните о психофизических особенностях вашего малыша. Растите его в соответствии с ними. Основной принцип – не навреди.
  2. Пока ваш малыш совсем маленький, оградите его от негативного влияния окружающей среды. Только помните разницу между изоляцией и защитой психики ребёнка. Он должен чувствовать вашу любовь, заботу, защиту, поддержку. Попытайтесь избегать семейных ссор и конфликтов. Не стоит делать из дома гостевой двор. Не смотрите страшные передачи и фильмы ужасов, не включайте громкую музыку.
  3. Охраняйте его душевное равновесие всеми известными вам способами, сохраните хрупкую душевную организацию. Оградите от детей и взрослых, которые могут его оскорбить или обидеть.
  4. Не нужно требовать от него больше, чем он может дать. Это касается знаний, уборки по дому, помощи в делах. Не стоит загружать его развивающими играми и обучающими упражнениями.
  5. Поспособствуйте его социализации, помогите найти ему друзей. Объясните, как надо общаться. Потренируйтесь в ведении разговоров дома, прежде чем отправлять его контактировать со сверстниками.
  6. Не нужно на него давить, обзывать, подгонять в делах. Пусть он работает в своем темпе. Не стоит говорить в приказном тоне, лучше мягко попросить.
  7. Придумайте щадящую форму наказаний. Никакого рукоприкладства. Этим вы нанесете ему не только физическую, но и душевную травму. Лучшим наказанием будет для меланхолика строгий, но справедливый выговор, с обязательным объяснением, за что вы его наказываете.
  8. Применяйте тактильный контакт. Как можно чаще держите ребёнка за руку, обнимайте, целуйте, говорите, как вы его любите и обязательно поддержите во всем.
  9. Ваши отношения в семье должны быть построены на взаимном доверии, уважении и понимании.
  10. Приучите его проявлять заботу о других. Это могут быть младшие братья-сестры или домашний питомец. Когда малыш станет заботиться о ком-то другом, то он отвлечется от собственных тревог и проблем. Давайте ему задания, с которыми он справится. Это внушит ему уверенность в себе, сделает более ответственным и самостоятельным.

Особенности воспитания детей меланхоликов

Очень часто процесс воспитания детей меланхоликов, вызывает у родителей трудности. Они не знают, как правильно построить с ними взаимоотношения, так чтобы учесть все психические особенности этого типа. А ведь наши дети, к какому бы типу темперамента они ни относились, очень нуждаются в нашем внимании и поддержке.

Предлагаю разобраться в этом вопросе. В статье подробно рассмотрен весь процесс взаимодействия с ребёнком меланхоликом.

Оглавление:

Какие бывают типы темперамента

Учитывая различия в строении нервной системы у людей, в психологии известно выделение четырех типов темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. В деле воспитания детей многие взрослые забывают принимать во внимание — это классификацию, хотя она может быть полезной при формировании индивидуального подхода к каждому ребенку, и воспитании гармоничной личности.

Дети-холерики отличаются активностью, неуравновешенностью характера. Выделяются среди других лидерскими качествами и некоторой агрессивностью. Всегда стараются занять центральное место в любой компании, любят шумные игры. Движения их порывисты и резки. Такие дети быстро адаптируются к незнакомой обстановке, не боятся новых знакомств, уверены в себе. Детей-сангвиников, отличает уравновешенность, оптимизм, общительность и склонность к лидерству. Эти дети необидчивы, жизнерадостны, доброжелательны, легко находят себе новых знакомых. Их нервная система более стабильна, но им не хватает настойчивости в доведении начатого до конца. В школе отличаются хорошей успеваемостью, но иногда им не хватает усидчивости.

Флегматичные дети выделяются среди других сверстников спокойствием, немногословностью и низкой эмоциональностью. Они неконфликтны, не претендуют на первенство в компании, устойчивы в своих привязанностях. Отличаются настойчивостью, упрямством и неторопливостью в действиях. С трудом привыкают к новому, не любят менять свои привычки, в знакомствах и дружбе избирательны. В учебе им может мешать излишняя медлительность. Детей-меланхоликов отличает сдержанность, вдумчивость, тревожность и впечатлительность. Они замкнуты и неуверены в себе, в процессе обучения трудно воспринимают и запоминают большие объемы информации. Трудно сходятся с людьми, не тяготеют к общению, и имеют малый круг друзей и знакомых. Им характерна консервативность во взглядах, и хорошо развитая интуиция. Обладают высокой степенью эмпатии, хорошо чувствуют настроения других людей. Им, как никаким другим детям, нужен особый подход. Флегматики хорошо контактируют с меланхоликами и сангвиниками и обычно не находят взаимопонимания с холериками.

Если вам интересно, к какому типу темперамента относится ваш ребёнок, эта программа для вас. Примеры поведения реальных детей разных типов темперамента и советы психолога по каждому типу.

Поведения ребенка-меланхолика и его особенности

Таблица основных характеристик темперамента

Внешне ребенок-меланхолик не проявляет сильных эмоций, сдержан и рассудителен. Но его внутренний мир полон переживаний и сомнений, впечатлительность и неуверенность в своих силах дают многочисленные поводы для тревоги и зажатости. Такие дети не склонны к конфликтам, боятся открытой агрессии со стороны других, не провоцируют споры и выяснение отношений. Часто не могут постоять за себя, и могут открыто защищаться, лишь в критической ситуации. Необходимо принимать во внимание восприимчивость таких детей, склонность к накоплению внутреннего негатива, подверженность стрессам и депрессиям. Их пугает все новое и непривычное, например, вхождение в новый класс, посещение поликлиники, общение с незнакомыми людьми, езда на автобусе. Чтобы привыкнуть к новому, ребенок-меланхолик тратит много сил и энергии, которых у него мало, поэтому высока утомляемость, нужно много времени, чтобы набраться сил.

Ребенок-меланхолик чувствует силу и уверенность, только в хорошо знакомой обстановке, где он уверен в безопасности, и только с теми людьми, с кем не чувствует неловкости и стеснения. Для родителей не составляет труда взаимодействовать с таким ребенком, он прислушивается к доводам, и идет на уступки, его поведение достаточно управляемо, но детские периоды кризисов проходят обычно спокойно.

Многие люди считают ребёнка меланхолика не любителем поболтать, но это не так. Он может часами говорить на разные темы, но есть одно — но, эти темы ему интересны. В противном случае, вы и слова из него не вытяните.

Низкая сопротивляемость внешним раздражителям, погруженность в себя, компенсируются внутренней работой души ребенка, чрезвычайно богатым внутренним миром. Его сила заключается в глубине мыслей и чувств, их устойчивости и постоянном развитии. Обращенный внутрь себя взгляд, развивает интуицию и чувство сопереживания. По мере взросления такие дети находят свои интересы в искусстве и литературе. Их душевная тонкость, внимание к чувствам других людей, привычка анализировать, могут сильно повлиять на выбор профессии в будущем.

Обычно, люди такого темперамента, выбирают творческие профессии.

КРАТКО О ДОСТОИНСТВАХ И НЕДОСТАТКАХ МЕЛАНХОЛИКОВ

Особенности воспитания детей меланхоликов — Ошибки и способы взаимодействия

Самые распространённые ошибки в воспитании:

  1. Наказывать за плохую успеваемость в школе. Нужно учитывать то, что для ребёнка с этим типом темперамента, обучение в общеобразовательной школе, с большим скопление людей, это уже стресс. Особенно в младшей школе, родителям не стоит ставить перед ребёнком задачу быть отличником, потому, что для него, это не является первостепенной задачей. Главное, для таких детей, это адаптация к новым условиям жизни. К людям и ситуации в целом.
  2. Ругать ребёнка перед посторонними людьми и сравнивать его с другими детьми. Такие методы воспитания, приводят к тому, что ребёнок меланхолик может полностью замкнуться в себе.

Необходимо особенно внимательно и бережно относиться к особенностям темперамента ребенка, склонного к меланхолии. Стоит обратить внимание на следующие аспекты воспитания:

1) ограждать от негативной информации, и предупреждать появление внутренних страхов;

2) балансировать душевное равновесие ребенка, не давая застревать на отрицательных эмоциях;

3) вместе с ребенком, разрабатывать методы борьбы с тревожностью и негативными мыслями.

4) ставить перед ребёнком простые задачи.

Объясните своему сыну или дочери, что от него конкретно требуется сделать и не ждите мгновенного выполнения. Дайте ему время на обдумывание и планирование своих действий.

Такому ребёнку требуется больше времени на реализацию задуманного, чем детям другого темперамента.

Воспитание детей меланхоликов, подразумевает очень внимательное отношение к их психике. Понимая повышенную тревожность ребенка, необходимо ограничить поступление негативной информации извне. Внимательно разговаривать с ним, проявлять доброжелательность, интерес к его мыслям, не пугать страшными рассказами, которые могут подтолкнуть богатую фантазию ребенка к формированию мрачных образов. Стоит внимательно относиться к выбору книг и фильмов, имеющих негативный подтекст. В раннем возрасте ответственность за формирование доброжелательной атмосферы вокруг детей лежит полностью на родителях. Позднее, при постоянной поддержке близких людей, подросток научится справляться с этим сам.

Читайте также:  На кого будет похож ребенок

Имея способность принимать на себя отрицательные эмоции других людей, и будучи расположенным к мнительности, ребенок с таким темпераментом часто застревает в состоянии стресса, негативные мысли и страхи циркулируют в его голове, приобретая причудливые формы. Родители могут помочь в этом, вселяя оптимизм, приводя примеры из собственной жизни, рассказывая не только об удачах, но и промахах, но с положительным подтекстом. Ребенок должен знать, что ошибаться не страшно, никто не идеален.

Пессимизм часто отравляет жизнь ребенка-меланхолика, подавляет его энергию, от этого значительно страдает успеваемость в школе. Родители могут помочь, расширяя круг его общения. Это будет отвлекать от плохих мыслей, позволит чувствовать себя нужным среди сверстников. Приобщение к искусству также высвобождает позитивную энергию ребенка, избавляет от тревоги, расслабляет. Постоянное внутреннее напряжение будет ослабевать, чувство страха отступать, сформируется позитивный взгляд на окружающий мир.

Зная все факторы риска в темпераменте вышего ребёнка, научившись поддерживать баланс его эмоционального состояния, можно в полной мере раскрыть потенциал его личности.

Заключение

Особенности воспитания детей меланхоликов, мы подробно рассмотрели в статье, однако, каждый родитель должен чувствовать, что нужно именно его ребёнку. Все люди на земле индивидуальны. Учитывая особенности их темперамента, легче построить правильное взаимодействие. Касательно детей, то это еще незрелые души с не до конца сформировавшимся внутренним миром. Постарайтесь подобрать правильный «ключик» к ним. Будьте с ними на одной волне.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

Ребенок-меланхолик: особенности поведения и воспитания

Ребенок-меланхолик обладает «слабым типом» нервной системы, имеется виду, что все мыслительные процессы могут легко включаться, но трудно тормозятся. Обычно, меланхолик не склонен к полноте и имеет астеническое телосложение. Речь у него — не быстрая, со слабовыраженной интонацией, мимика так же не выразительная, а движения не отличаются стремительностью и быстротой. В целом, у ребенка-меланхолика спокойное и неторопливое поведение, но внутренне он чрезвычайно впечатлителен и эмоционален. Он может принимать близко к сердцу все события и хорошо чувствовать состояние окружающих. Кроме этого, ребенок имеет богатую фантазию, восприимчив к искусству и литературе. Трудности обычно могут возникать при необходимости быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Особенности поведения

Ребенок-меланхолик избегает конфликтных ситуаций, так как сильно их боится. К примеру, если его обидит кто-либо из ровесников, то он не даст отпор обидчику. Скорее всего, он просто отойдет в сторону, сильно разнервничается и даже расплачется. Как показывает практика, меланхолики не могут за себя постоять в детстве. Иногда он может повести себя достаточно смело и дат отпор обескураженному обидчику, но только в критический момент, когда чувствует, что его загнали в угол. Стоит отметить, что в таких ситуациях противодействие является более сильным, чем действие обидчика. В большинстве случаев сам меланхолик будет удивлен собственной реакции и даже испытает из-за этого сильный стресс, более того, он будет переживать сильнее, чем «поверженный» противник.

Новое и непривычное

Характерная особенность ребенка-меланхолика в том, что он имеет определенные трудности с приспособлением ко всему новому. Ребенок будет весьма настороженно относиться к любой непривычной ситуации, чужому дому, незнакомому или малознакомому человеку. В любом случае он будет ощущать неловкость и неуверенность. Чувствовать себя уверенно, уютно и спокойно малыш может только в привычной обстановке.

Страхи меланхолика

Меланхолик в силу своей тонкой душевной организации подвержен многим фобиям в более сильной форме, чем другие дети. Он может испытывать страх перед посещением поликлиники, уколом врача, походом в детский сад, употреблением незнакомой еды, ездой на лифте и общением с малознакомыми людьми. В особо сложных случаях такая подверженность страхам, ранимость и впечатлительность по мере взросления ребенка перерастает в болезненную мнительность.

Отношение с другими людьми

Меланхолик в детстве отличается послушанием, пониманием и чуткостью. Он интуитивно разбирается в таких понятиях, как что такое хорошо, а что такое плохо, что значительно облегчает жизнь его родителей. В целом, он вызывает проблем в плане поведения даже в кризисные периоды — в 3 года, 7 лет и 12-13 лет. Можно отметить, что меланхолик в силу своего темперамента сильно привязан к маме и папе, чутко реагирует на перемену в их настроении и поэтому тяжело переносит разлуку с ними. Проблемы могут возникать только из-за его излишней стеснительности, застенчивости и робости, так как ему сложно заводить новые знакомства и адаптироваться в детском саду, школе и даже в институте. Его дружеские привязанности отличаются постоянством и глубиной.

Особенности воспитания

1. Беречь от тяжелых впечатлений и выяснять страхи. С ребенком-меланхоликом необходимо проявлять внимательность и предупреждать его страхи. Строго запрещается пугать его, и желательно контролировать, чтобы никто из окружающих также этого не делал. Не рекомендуется демонстрировать ему страшные фильмы, рассказывать истории с плохим концом и более внимательно относиться к выбору книг для чтения перед сном. В силу того, что меланхолик даже с родителями не может делиться некоторыми своими мыслями и переживаниями, его близким необходимо стараться замечать все изменения в его поведении и аккуратно задавать наводящие вопросы, чтобы выяснить причину его беспокойства.

2. Сохранять душевное равновесие, оберегая от отрицательных переживаний. Чрезвычайно развитая фантазия делает меланхолика предрасположенным к различным переживаниям и страхам. Ко всему прочему, у него сильно развито самовнушение, поэтому его родителям очень сложно угадать, как чадо может отреагировать в какой-либо ситуации, либо что может стать источником его страхов. Родителям в таком случае рекомендуется поддерживать у ребенка оптимистический настрой и помогать ему сохранять душевное равновесие, когда он сильно взволнован.

3. Помогать бороться со страхами и отрицательными эмоциями. Ребенок-меланхолик имеет привычку «застревать» на своих проблемах и переживаниях, что способствует развитие пессимизма, подавляет творческую энергию в ребенке и мешает учиться в школе. Задача родителей — помочь ему справиться со своими страхами и переживаниями, постепенно прививая ему определенные навыки:

• учить ребенка прощать других людей, объясняя мотив их поступков;

• прививать привычку радоваться по любому поводу, развивая оптимизм;

• создавать условия для получения новых позитивных эмоций и интересных впечатлений;

• организовывать для ребенка возможность заниматься интересными и разнообразными делами;

• стараться чаще приглашать в дом его друзей и знакомых семьи, чтобы расширить границы его внутреннего мира;

• приучать малыша заботиться об окружающих и получать удовольствие от этого;

• развивать у него чувство уверенности в собственных силах и доверие к окружающим;

• учить радовать успехам других людей;

• спокойно проявлять в его присутствии легкую легкомысленность и беспечность;

• выстраивать логическую цепочку событий с позитивным концом, когда ребенок чего-либо сильно страшится;

• не упрекать меланхолика в трусости и заставлять его выполнять особенно не приятные и страшные действия;

• всегда стараться помогать ребенку преодолевать собственные страхи;

• избегать разговоров о физических недостатках ребенка, особенно если он отличается слабым здоровьем.

Темперамент ребенка и особенности воспитания. Дети — меланхолики

«Как черные очки, так и меланхолия
гасят краски окружающего мира…»
Жан Кокто

Дети-меланхолики – самые нежные и ранимые из всех четырех типов темперамента. Тихие, спокойные, замкнутые. Часто их путают с флегматиками. В чем же разница? Что таится за их внешним спокойствием? Какие сильные и слабые стороны преобладают в их характере? Как правильно воспитывать таких детей, не нарушив их природу? Об этом в нашей статье.

Как узнать меланхоличного ребенка

В детском коллективе ребенка-меланхолика увидеть нетрудно. Обычно такой малыш очень плаксив, причем причины его слез многим непонятны. Он сторонится больших компаний детей, если и играет, то с одним-двумя ребятами. Движения его медленны, речь неторопливая, голос тихий. Он очень робок, стеснителен. Ему трудно оставить маму и самостоятельно взаимодействовать со сверстниками.

Ребенок-меланхолик послушен и взрослым создает только одну проблему: он несамостоятелен и боязлив. Меланхоличного малыша вы вряд ли оставите под присмотром соседки, если нужно на минутку отлучиться в магазин.

В детском саду такие детки испытывают настоящий стресс и часто так и не привыкают к нему. Оторванные от мамы и дома, они чувствуют себя как на острове среди чужеземцев. Они не решаются сказать, что не будут есть суп, что не могут выполнить задание, что им нужно в туалет и т.д.

Если ребенок-холерик выразит свое недовольство громкой истерикой, то меланхолик будет страдать и изо всех сил сдерживать свои эмоции, а потом не выдержит и разразится горькими слезами. Воспитатели разводят руками, им непонятно, почему при всей их внимательности к ребенку, он замкнут и так раним.

Хотя тот же плачущий в детском саду малыш будет спокоен и счастлив среди детей на детской площадке или в развивающем центре, потому что там сумеет с кем-то подружиться, ведь от близости с мамой будет чувствовать себя уверенным и защищенным

С флегматиком такой малыш похож своей медлительностью и спокойствием. Но если ребенок-флегматик уравновешен и внешне и внутренне, то у меланхолика чаще только маска спокойствия, за которой столько страхов, обид и страданий.

Конечно, есть у меланхоликов и свои сильные стороны. Такие дети склонны все начатое доводить до конца, аккуратны и дисциплинированы. Очень трудолюбивы. Во взрослой жизни они часто становятся профессионалами своего дела, потому что очень скрупулезны, дотошны.

Дети-меланхолики очень верны дружбе, но требуют такого же отношения и к себе. Они ревностно переживают, если их друг начинает общаться с кем-то еще. Они склонны сопереживать друзьям и даже жертвовать собой ради их интересов.

Еще одна отличительная особенность меланхоличных детей. Несмотря на свою неуверенность в себе, они очень самолюбивы и ждут постоянного внимания к своей особе. К примеру, позовут ребята малыша-меланхолика играть на детской площадке, а он через несколько минут возвращается к маме и жалуется: «Мальчики позвали меня, а сами со мной не играют!» Другими словами, такой ребенок безынициативен, его нужно учить взаимодействовать с товарищами.

В учебную деятельность меланхолики включаются медленнее, чем сангвиники и холерики. Им нелегко переключаться с одного вида деятельности на другой. Зато они любят четко следовать инструкциям или алгоритму действий.

Как правило, у таких деток аналитический склад ума. Они – маленькие эстеты, с удовольствием занимаются музыкой и рисованием. Творческие натуры.

Читайте также:  Почему ребёнок дерётся и что делать: полезные советы психологов

Секреты воспитания

Так как дети-меланхолики очень ранимы и не отличаются коммуникабельностью, поддержка родителей им просто необходима. Именно от родителей зависит, смогут ли их детки адаптироваться к сложностям окружающего мира, реализовать себя как личность.

Воспринимаем меланхоличного ребенка как нежный, хрупкий цветок. Ни в коем случае не используем авторитарный стиль воспитания. Чтобы сохранить доверие ребенка, становимся для него старшими друзьями.

Итак, чем же могут помочь родители?

Бороться со страхами

Маленькие меланхолики впечатлительны, они сами придумывают себе страхи. Врожденный пессимизм только усугубляет их тревожность.

Чтобы избавиться от страха перед чем-либо, используем сильную сторону меланхоликов – склонность рассуждать, анализировать. Строим вместе с ним логическую цепочку и выясняем причину страха.

Приведу пример. У моей знакомой пятилетняя дочь боялась ходить на танцевальный кружок. С занятий она возвращалась довольной, танцевать нравилось, но как только наступало время идти на факультатив снова, дочь тревожилась, уговаривала маму остаться дома. После вопросов мамы девочка призналась, что не умеет самостоятельно расстелить или убрать покрывало для упражнений. Состоялся примерно такой диалог: «А что ты чувствуешь, когда нужно расстелить коврик? Ты боишься? Стесняешься? Переживаешь, что все умеют, а ты нет?» Дочь ответила: «Я боюсь, что не успею, а все уже начнут заниматься». Мама: «Почему ты думаешь, что учитель тебя не подождет? Так уже было?» Девочка: «Нет, потому что мне всегда помогала с ковриком Марина, и я успевала». Мама: «Но Марина поможет тебе и на этот раз» Дочь: «А вдруг ее не будет?» Мама: «Можно не ждать Марину, а научиться это делать самой. Давай сейчас и начнем. А учитель тебя все равно подождет, это я точно знаю. Если хочешь, я ее об этом попрошу».

Учить общаться

Так как дети-меланхолики очень застенчивы, с ними нужно репетировать сцены знакомства, беседы со сверстниками на примере мягких игрушек. Научите сына (дочь) нескольким интересным играм, которые он потом сможет предложить сверстникам. Затем, выйдя на детскую площадку, помогите малышу завязать знакомство. Меланхолику недостаточно сказать: «Иди, познакомься с тем мальчиком». Нужно вместе подойти к малышам, выделить среди них самого улыбчивого и контактного и организовать беседу, выявить общие интересы, возможно, пригласить гости.

Развитию коммуникативных навыков способствуют спортивные секции, айкидо, к примеру. Этот вид спорта учит ребят защищаться, а не нападать. Ребята работают группой и парами, их уверенность и общительность растет с каждым занятием.

Чтобы другие дети интересовались вашим тихим и часто грустным малышом, нужно помочь сделать его популярным среди остальных. Это, кстати, не так трудно, потому что во взаимоотношениях дошкольников нет еще той крепкой дружбы, о которой мы думаем. Чаще детскими отношениями двигает интерес, любопытство и даже маленькая корысть.

Если провести опрос «Почему я дружу с…», ответы будут примерно такие:

  • у него много игрушек, которых нет у меня;
  • с ним интересно, потому что он знает много игр;
  • он добрый, помогает мне в…;
  • он меня не обидит;
  • он приглашает меня в гости и на день рождения.

Думаю, ребенку-меланхолику легко соответствовать всем этим пунктам. Правда, большой компании друзей у него не будет, лишь потому, что ему они не нужны. Один общительный друг спасет вашего малыша от робости.

Проявлять самостоятельность

Меланхоличный ребенок не может легко, не задумываясь, как сангвиник, попросить о помощи другого человека. Он испытывает такую нерешительность, какую нам трудно понять. Поэтому, если малыш не умеет что-то делать сам, а вас не окажется рядом в нужный момент, он испытает настоящий стресс. Воспитывайте его самостоятельность как можно раньше: учите его обслуживать себя (одеваться, обуваться, заправлять кровать, складывать вещи и др.), развивайте учебные навыки согласно его возрасту (вырезание, лепка, рисование, письмо и т.д.). Такие малыши очень медлительны, поэтому часто родители уступают соблазну все сделать за сына (дочь) и лишают его независимости.

Хорошо, если ребенок будет чувствовать себя необходимым вам. Просите его о помощи, давайте посильные задания и хвалите в благодарность.

Быть легкомысленными

Меланхолики по природе своей очень консервативные, сжатые в рамках своих правил и принципов. Небольшая порция беспечности и легкомыслия поможет им быть более устойчивыми перед стрессами. Смейтесь вместе над пролитым стаканом сока, гуляйте под дождем без зонта, прыгайте по лужам и совершайте другие чудачества в пределах разумного.

Научить постоять за себя

Дети-меланхолики могут быть объектами нападок со стороны сверстников. Если вы замечаете такие ситуации часто по отношению к вашему ребенку, то нужно их строго пресекать. К сожалению, психика меланхоликов настолько тонкая, что они склонны к суицидам.

А что делать самому ребенку в случае, если его обидели? Психологи рекомендуют обсудить это с самим ребенком, учить его принимать решения самостоятельно, не ждать помощи родителей. Спросите малыша: «Что ты сейчас чувствуешь? Злость? Обиду? Страх?» Ребенок попросит совета, а вы предложите ему несколько вариантов: закричать, убежать, ударить, спокойно сказать свое пожелание, пойти и рассказать воспитателю. Прогнозируйте вместе, что будет, если выбрать тот или иной вариант. Уверенность ребенку придаст понимание того, что он любим вами и не одинок в своей беде.

В дошкольном возрасте можно предлагать ребенку игры, которые учат переживать и бороться с агрессией. К примеру, известные нам бои подушками. Можно в ролевых играх дать малышу сыграть одновременно две роли: злой и доброй игрушки и поинтересоваться, кем ему понравилось быть больше.

Мне кажется, детям с меланхолическим типом темперамента чуть сложнее, чем другим. Но не стоит забывать, что темперамент – это лишь материал, из которого под воздействием семьи, школы, окружающей среды вырастает характер ребенка. При нашей поддержке, своем терпении и упорстве ребенок-меланхолик научится преодолевать слабые черты своего темперамента и станет уверенной самодостаточной личностью.

Воспитание ребенка меланхолика: важные секреты для родителей

Индивидуальные особенности личности заложены природой. Темперамент невозможно переделать, поменять на другой. Важно знать характерные черты каждого вида и учитывать их при формировании личности ребенка. Если обнаружили, что ваш малыш — меланхолик, эта информация для вас.

Воспитание ребенка меланхолика — нелегкий процесс, принципом которого будет замечательное правило: «Не навреди». Какие отличительные черты такого малыша? Как правильно и безопасно вырастить из него гармоничную личность? Обсудим в этой статье.

Коротко про типы темперамента

Психологическая наука разработала четыре варианта темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.

Кстати! в «чистом» виде тип редко встречается у детей, чаще в смешанной форме.

Тем не мене, характерные особенности каждого вам интересно будет узнать:

  • Холерику свойственен сильный, неуравновешенный характер. Очень подвижный, активный с явными лидерскими качествами. Заводила любой компании. Минусом является агрессивность, вспыльчивость, резкость в общении и действиях;
  • Сангвиник отличается сильным, подвижным, уравновешенным характером. Это — жизнерадостный, общительный оптимист. Отрицательные стороны — неусидчивость, несобранность, поверхностное восприятие. С удовольствием знакомится с новыми людьми, в непривычных местах чувствует себя уверенно. Легко увлекается;
  • Меланхолики относятся к слабому типу психической деятельности. Это — застенчивые, нерешительные, чувствительные дети. Остро реагирующие даже на громкий голос. Если вы закричите, он будет плакать долго и неутешно. Они боятся новых людей и незнакомой обстановки;
  • Терпеливый, спокойный флегматик отличается высокой работоспособностью, неконфликтностью в отношениях, настойчивостью, даже упрямством. Отрицательной особенностью является медлительность, малоподвижность. Дети флегматики миролюбивы, отличные преданные друзья. Читайте статью по теме: Как воспитывать ребенка-флегматика?>>>.

Особенности меланхоликов

Итак, у вас растет милый чудесный ребенок меланхолик. Характеристика его качеств базируется на слабой нервно-психической деятельности.

  1. Такие дети чересчур ранимы и чувствительны;
  2. Умеют сострадать, очень тонко воспринимают окружающее;
  3. Могут работать в привычной обстановке, а незнакомое место спровоцирует замкнутость, растерянность, пугливость;
  4. Одна из ключевых черт характера — нерешительность, которая проявляется буквально во всем: в мимике, жестах, речи;
  5. Говорит тихо, неуверенно;
  6. Расстраивается и переживает по любому поводу;
  7. Тяжело привыкает к новым людям, незнакомая обстановка будет для него потрясением;
  8. Мягкий и послушный малыш;
  9. Обучение трудно дается меланхоликам из-за неумения сосредоточиться на главном, рассеянности, невнимательности;
  10. Быстро устают от любого дела, даже игры их утомляют;
  11. Безынициативность приводит к тому что, меланхолики не умеют заводить друзей, но сами могут быть прекрасными друзьями (Читайте статью по теме: Как развить самостоятельность у ребенка>>>);
  12. У них есть уникальная способность к слушанию;
  13. Им сложно переходить с одного вида деятельности на другой;
  14. Впечатлительные, сердечные натуры с бурно развитой фантазией;
  15. Медлительные, жизненный тонус снижен;
  16. Частые перепады настроения;
  17. Излишняя обидчивость, злопамятность, задумчивость мешают меланхолику оптимистически смотреть на мир.

В чем трудности воспитания такого ребенка

Как воспитывать ребенка меланхолика? Трудности развития могут возникать с любыми детьми. Главное, примите своего малыша таким, какой он есть. Приготовьтесь к возникновению следующих сложностей:

  • У меланхоликов часто проблемы с обучением и развитием. Психические процессы протекают с замедлением, поэтому таким детям тяжело даются знания;
  • Маленький меланхолик сам не в состоянии наладить общение со сверстниками и чужими взрослыми. Даже с родителями, с которыми он очень близок, не всегда делится своими переживаниями, размышлениями;
  • Адаптация к детскому саду у меланхоликов происходит долго и сложно. Они стремятся быть в тени, боятся нового коллектива. Если вам не удалось приучить ваше чадо к саду, лучше не травмировать его психику, а заниматься дома;
  • Малыша меланхолика трудно уложить спать, просыпается с капризами. За день он получает новые впечатления, которые мешают спокойно уснуть (читайте также статью по теме: Почему дети плохо спят?>>>);
  • Сильная неуверенность в себе мешает ему познавать окружающий мир;
  • Тяжело переносят наказания.

Советы по воспитанию меланхолика

Есть замечательное выражение: «Дети воспитываются любовью». Если родители питают нежные чувства к малышу, он это чувствует и процесс формирования идет своим чередом без особых шероховатостей. Любовь к меланхолику будет иметь основополагающее значение для его гармоничного развития. Ваши действия должны быть тактичными, внимательными, осторожными.

Необходимо огромное терпение, спокойствие для благополучного развития детей меланхоликов. Рекомендации любящим родителям:

  1. Как мы отметили выше, принцип воспитания такого малыша: «Не навреди». Это значит — растить чадо в соответствии с его психофизиологическими особенностями;
  2. Пока кроха маленький, старайтесь оградить от вредных воздействий окружающего мира. Важно не изолировать его, а по возможности защитить слабую психику. Пусть он чувствует, что его любят и оберегают. В семье не должно быть резких звуков, криков. Опасайтесь скопления народа в доме. Избегайте страшных передач, фильмов. Во благо малыша, можно отказаться от телевизора;
  3. Всеми возможными способами сохраните его внутренний покой, не позволяйте другим детям и взрослым оскорблять, обижать вашего малыша;
  4. Не требуйте от крохи больше, чем он может в знаниях, не загружайте его различными развивающими заданиями;
  5. Помогите наладить контакты со сверстниками;
  6. Не давите на него, не обзывайте, не подгоняйте в различных делах, не приказывайте, а мягко просите;
  7. За проступки выберите более мягкую систему наказаний;
  8. Чаще целуйте, обнимайте, гладьте по головке малыша;
  9. Стройте отношения на взаимном доверии, уважении;
  10. Научите его проявлять заботу о других людях, например, о более младших членах семьи или из круга близких родственников. Это поможет меланхолику отвлечься от собственных страхов и тревог. Поручайте ему посильные задания;
  11. Больше общайтесь со своим крохой, спрашивайте о его внутренних переживаниях, мыслях. Делитесь своими чувствами;
  12. Поддерживайте, развивайте в нем оптимизм;
  13. Разработайте специальный план занятий с малышом, включите интересную разнообразную деятельность; запишитесь в творческую студию, где он научится что-то делать своими руками. Из меланхолика можно вырастить замечательного художника, скульптора, поэта, писателя;
  14. Научите правильно относиться к неудачам. Малыш с детства должен знать, что не всё всегда получается, важно не опускать руки, а стараться, учитывая недочеты, идти дальше;
  15. Вырабатывайте уверенность в себе, во избежание развития комплекса неполноценности;
  16. Найдите толкового психолога, который поможет подкорректировать личность без травм и последствий.
Читайте также:  Предупреждаем травмы на детских площадках

Если у вас добрый и отзывчивый ребенок меланхолик, воспитание должно быть особое: теплые доверительные отношения, помощь в любых сложных ситуациях, частые похвалы даже за незначительные успехи и дела, спокойное общение, мягкое наказание. Развивайте его творческий потенциал, помогите обрести свое место в жизни. Ваш ребенок будет вам благодарен за это.

Темперамент ребенка и особенности воспитания. Дети – меланхолики

Дети-меланхолики – самые нежные и ранимые. Что таится за их внешним спокойствием? Как правильно воспитывать таких детей, не нарушив их природу?

«Как черные очки, так и меланхолия
гасят краски окружающего мира…»
Жан Кокто

Дети-меланхолики – самые нежные и ранимые из всех четырех типов темперамента. Тихие, спокойные, замкнутые. Часто их путают с флегматиками. В чем же разница? Что таится за их внешним спокойствием? Какие сильные и слабые стороны преобладают в их характере? Как правильно воспитывать таких детей, не нарушив их природу? Об этом в нашей статье.

Как узнать меланхоличного ребенка

В детском коллективе ребенка-меланхолика увидеть нетрудно. Обычно такой малыш очень плаксив, причем причины его слез многим непонятны. Он сторонится больших компаний детей, если и играет, то с одним-двумя ребятами. Движения его медленны, речь неторопливая, голос тихий. Он очень робок, стеснителен. Ему трудно оставить маму и самостоятельно взаимодействовать со сверстниками.

Ребенок-меланхолик послушен и взрослым создает только одну проблему: он несамостоятелен и боязлив. Меланхоличного малыша вы вряд ли оставите под присмотром соседки, если нужно на минутку отлучиться в магазин.

В детском саду такие детки испытывают настоящий стресс и часто так и не привыкают к нему. Оторванные от мамы и дома, они чувствуют себя как на острове среди чужеземцев. Они не решаются сказать, что не будут есть суп, что не могут выполнить задание, что им нужно в туалет и т.д.

Если ребенок-холерик выразит свое недовольство громкой истерикой, то меланхолик будет страдать и изо всех сил сдерживать свои эмоции, а потом не выдержит и разразится горькими слезами. Воспитатели разводят руками, им непонятно, почему при всей их внимательности к ребенку, он замкнут и так раним.

Хотя тот же плачущий в детском саду малыш будет спокоен и счастлив среди детей на детской площадке или в развивающем центре, потому что там сумеет с кем-то подружиться, ведь от близости с мамой будет чувствовать себя уверенным и защищенным

С флегматиком такой малыш похож своей медлительностью и спокойствием. Но если ребенок-флегматик уравновешен и внешне и внутренне, то у меланхолика чаще только маска спокойствия, за которой столько страхов, обид и страданий.

Конечно, есть у меланхоликов и свои сильные стороны. Такие дети склонны все начатое доводить до конца, аккуратны и дисциплинированы. Очень трудолюбивы. Во взрослой жизни они часто становятся профессионалами своего дела, потому что очень скрупулезны, дотошны.

Дети-меланхолики очень верны дружбе, но требуют такого же отношения и к себе. Они ревностно переживают, если их друг начинает общаться с кем-то еще. Они склонны сопереживать друзьям и даже жертвовать собой ради их интересов.

Еще одна отличительная особенность меланхоличных детей. Несмотря на свою неуверенность в себе, они очень самолюбивы и ждут постоянного внимания к своей особе. К примеру, позовут ребята малыша-меланхолика играть на детской площадке, а он через несколько минут возвращается к маме и жалуется: «Мальчики позвали меня, а сами со мной не играют!» Другими словами, такой ребенок безынициативен, его нужно учить взаимодействовать с товарищами.

В учебную деятельность меланхолики включаются медленнее, чем сангвиники и холерики. Им нелегко переключаться с одного вида деятельности на другой. Зато они любят четко следовать инструкциям или алгоритму действий.

Как правило, у таких деток аналитический склад ума. Они – маленькие эстеты, с удовольствием занимаются музыкой и рисованием. Творческие натуры.

Секреты воспитания

Так как дети-меланхолики очень ранимы и не отличаются коммуникабельностью, поддержка родителей им просто необходима. Именно от родителей зависит, смогут ли их детки адаптироваться к сложностям окружающего мира, реализовать себя как личность.

Воспринимаем меланхоличного ребенка как нежный, хрупкий цветок. Ни в коем случае не используем авторитарный стиль воспитания. Чтобы сохранить доверие ребенка, становимся для него старшими друзьями.

Итак, чем же могут помочь родители?

Бороться со страхами

Маленькие меланхолики впечатлительны, они сами придумывают себе страхи. Врожденный пессимизм только усугубляет их тревожность.

Чтобы избавиться от страха перед чем-либо, используем сильную сторону меланхоликов – склонность рассуждать, анализировать. Строим вместе с ним логическую цепочку и выясняем причину страха.

Приведу пример. У моей знакомой пятилетняя дочь боялась ходить на танцевальный кружок. С занятий она возвращалась довольной, танцевать нравилось, но как только наступало время идти на факультатив снова, дочь тревожилась, уговаривала маму остаться дома. После вопросов мамы девочка призналась, что не умеет самостоятельно расстелить или убрать покрывало для упражнений. Состоялся примерно такой диалог: «А что ты чувствуешь, когда нужно расстелить коврик? Ты боишься? Стесняешься? Переживаешь, что все умеют, а ты нет?» Дочь ответила: «Я боюсь, что не успею, а все уже начнут заниматься». Мама: «Почему ты думаешь, что учитель тебя не подождет? Так уже было?» Девочка: «Нет, потому что мне всегда помогала с ковриком Марина, и я успевала». Мама: «Но Марина поможет тебе и на этот раз» Дочь: «А вдруг ее не будет?» Мама: «Можно не ждать Марину, а научиться это делать самой. Давай сейчас и начнем. А учитель тебя все равно подождет, это я точно знаю. Если хочешь, я ее об этом попрошу».

Учить общаться

Так как дети-меланхолики очень застенчивы, с ними нужно репетировать сцены знакомства, беседы со сверстниками на примере мягких игрушек. Научите сына (дочь) нескольким интересным играм, которые он потом сможет предложить сверстникам. Затем, выйдя на детскую площадку, помогите малышу завязать знакомство. Меланхолику недостаточно сказать: «Иди, познакомься с тем мальчиком». Нужно вместе подойти к малышам, выделить среди них самого улыбчивого и контактного и организовать беседу, выявить общие интересы, возможно, пригласить гости.

Развитию коммуникативных навыков способствуют спортивные секции, айкидо, к примеру. Этот вид спорта учит ребят защищаться, а не нападать. Ребята работают группой и парами, их уверенность и общительность растет с каждым занятием.

Чтобы другие дети интересовались вашим тихим и часто грустным малышом, нужно помочь сделать его популярным среди остальных. Это, кстати, не так трудно, потому что во взаимоотношениях дошкольников нет еще той крепкой дружбы, о которой мы думаем. Чаще детскими отношениями двигает интерес, любопытство и даже маленькая корысть.

Если провести опрос «Почему я дружу с…», ответы будут примерно такие:

  • у него много игрушек, которых нет у меня;
  • с ним интересно, потому что он знает много игр;
  • он добрый, помогает мне в…;
  • он меня не обидит;
  • он приглашает меня в гости и на день рождения.

Думаю, ребенку-меланхолику легко соответствовать всем этим пунктам. Правда, большой компании друзей у него не будет, лишь потому, что ему они не нужны. Один общительный друг спасет вашего малыша от робости.

Проявлять самостоятельность

Меланхоличный ребенок не может легко, не задумываясь, как сангвиник, попросить о помощи другого человека. Он испытывает такую нерешительность, какую нам трудно понять. Поэтому, если малыш не умеет что-то делать сам, а вас не окажется рядом в нужный момент, он испытает настоящий стресс. Воспитывайте его самостоятельность как можно раньше: учите его обслуживать себя (одеваться, обуваться, заправлять кровать, складывать вещи и др.), развивайте учебные навыки согласно его возрасту (вырезание, лепка, рисование, письмо и т.д.). Такие малыши очень медлительны, поэтому часто родители уступают соблазну все сделать за сына (дочь) и лишают его независимости.

Хорошо, если ребенок будет чувствовать себя необходимым вам. Просите его о помощи, давайте посильные задания и хвалите в благодарность.

Быть легкомысленными

Меланхолики по природе своей очень консервативные, сжатые в рамках своих правил и принципов. Небольшая порция беспечности и легкомыслия поможет им быть более устойчивыми перед стрессами. Смейтесь вместе над пролитым стаканом сока, гуляйте под дождем без зонта, прыгайте по лужам и совершайте другие чудачества в пределах разумного.

Научить постоять за себя

Дети-меланхолики могут быть объектами нападок со стороны сверстников. Если вы замечаете такие ситуации часто по отношению к вашему ребенку, то нужно их строго пресекать. К сожалению, психика меланхоликов настолько тонкая, что они склонны к суицидам.

А что делать самому ребенку в случае, если его обидели? Психологи рекомендуют обсудить это с самим ребенком, учить его принимать решения самостоятельно, не ждать помощи родителей. Спросите малыша: «Что ты сейчас чувствуешь? Злость? Обиду? Страх?» Ребенок попросит совета, а вы предложите ему несколько вариантов: закричать, убежать, ударить, спокойно сказать свое пожелание, пойти и рассказать воспитателю. Прогнозируйте вместе, что будет, если выбрать тот или иной вариант. Уверенность ребенку придаст понимание того, что он любим вами и не одинок в своей беде.

В дошкольном возрасте можно предлагать ребенку игры, которые учат переживать и бороться с агрессией. К примеру, известные нам бои подушками. Можно в ролевых играх дать малышу сыграть одновременно две роли: злой и доброй игрушки и поинтересоваться, кем ему понравилось быть больше.

Мне кажется, детям с меланхолическим типом темперамента чуть сложнее, чем другим. Но не стоит забывать, что темперамент – это лишь материал, из которого под воздействием семьи, школы, окружающей среды вырастает характер ребенка. При нашей поддержке, своем терпении и упорстве ребенок-меланхолик научится преодолевать слабые черты своего темперамента и станет уверенной самодостаточной личностью.

Ссылка на основную публикацию